Последние новости
Статьи /

Участие иностранных граждан в трудовых отношениях

Общее представление о трудовых отношениях с участием иностраннных граждан.В данном материале рассматриваются нормы, касающиеся труда иностранцев в России, регулирование трудовых отношений с участием иностранных граждан посредством межгосударственных договоров и соглашений (двухсторонних и многосторонних), а также общепризнанные международные нормы в сфере труда и правового положения трудящихся-мигрантов.

Но в начале остановимся на общих правилах, применяющихся к трудовым отношениям, в которых участвуют иностранцы. Эти правила применимы к любым отношениям, в которых присутствует так называемый иностранный элемент (1).

Под иностранным элементом в трудовых отношениях понимается:

1) субъект этих отношений – работник или работодатель (например, трудовой договор заключен между российской организацией и иностранным гражданином; российский гражданин работает у иностранного работодателя);

2) юридический факт, связанный с данными трудовыми отношениями (место выполнения работы или место заключения трудового договора, отличающиеся по своей «национальности» от одного или обоих субъектов трудовых отношений).

В конкретном трудовом правоотношении иностранный элемент может быть как один, так и в сочетании с другими иностранными элементами.



Основной проблемой трудовых правоотношений с участием иностранного элемента является коллизия права, т.е. наличие противоречия между нормами национального трудового права разных государств. Коллизионная норма, не определяя права и обязанности сторон конкретных трудовых отношений, отвечает лишь на вопрос право какого государства должно к ним применяться. Коллизионная норма может содержаться как непосредственно в национальном законодательстве, так и быть унифицирована в заключаемых между государствами международных договорах и соглашениях.

Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан

Правила определения норм, которые должны быть применены к конкретным трудовым отношениям с участием иностранных граждан, имеют следующий алгоритм:

1. Принимаются во внимание существующие общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере труда (минимальные трудовые стандарты)

2. Учитываются признаваемые государством международные материальные нормы о правах трудящихся-мигрантах

3. Международные коллизионные нормы: определяется право государства, подлежащее применению к данным правоотношениям в соответствии с международными (много- и двухсторонними) договорами и соглашениями

4. Национальные (внутригосударственные) коллизионные нормы: определяется право государства, подлежащие применению к данным правоотношениям в соответствии с национальным правом государства (формулы прикрепления)

5. Применяется законодательство, того государства, право которого подлежит применению в соответствии с выбором норм согласно этапам 3-4.

Если согласно выбору применению подлежит законодательство РФ, то применяются нормы российского законодательства, регулирующие труд мигрантов - наемных работников

Прямые (материальные) нормы

Материальные нормы – это нормы прямого действия, устанавливающие права и обязанности участников конкретных правоотношений.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере труда (минимальные трудовые стандарты)

Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере труда – это разработанные соответствующими компетентными международными органами минимальные стандарты, направленные на защиту трудовых прав граждан, независимо от их конкретной принадлежности к тому или иному государству, т.е. носящие всеобщий характер. Некоторые из тех актов, которые закрепляют эти стандарты, являются декларативными и подразумевают следование им при разработке внутригосударственного законодательства и на практике в социально-ориентированных государствах. Некоторые предполагают процедуру присоединения к ним (ратификации) для того чтобы эти стандарты стали обязательными для применения внутри конкретной страны.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере труда можно подразделить на:

1. Имеющие широкое распространение (акты ООН и МОТ):

*Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. (признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование, право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов, а также право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск);
*Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (2) (признает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается; право на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся справедливую зарплату и равную оплату за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительные условия существования для работников и их семей, безопасные и здоровые условия труда, одинаковая для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, на профсоюзную организацию, забастовку, особую охрану труда и интересов женщин-матерей, детей и подростков);
Декларация Международной организации труда (МОТ) об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. (в ней сформулированы основополагающие принципы и права в сфере труда: свобода объединения и право на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного труда, запрещение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий).
Носящие региональный характер:
*акты Совета Европы: Европейская социальная хартия 1961 г., пересмотренная в 1996 году (3) (воспроизводит и конкретизирует с учетом региональных особенностей основополагающие нормы и принципы, закрепленные в актах ООН и МОТ) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (4);
*акты Европейского союза: Хартия основных прав работников 1989 г., Хартия основных прав граждан Евросоюза 2000 г.;
*акты стран СНГ (5): Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. (основывается на принципах Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН и МОТ), Конвенция о правах и основных свободах человека 1995 г.;
*акты Организации американских государств, Африканского Союза, Организации экономического сотрудничества и развития.

При этом перечисленные документы содержат оговорки, допускающие ограничения перечисленных в ней прав для защиты прав и свобод других лиц и для защиты общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья или морали. Такие ограничения могут вводиться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Соотношение российского законодательства и общепризнанных принципов и норм международного права в сфере труда (минимальных трудовых стандартов)


В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы.

Так, в соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения и могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При чем правоприменительная практика постепенно начинает исходить из того, что к общепризнанным принципам и нормам международного права относятся не только нормы и принципы, закрепленные в международных правовых актах, в которых Россия участвует (ратифицировала), но и те, которые признаны и применяются в большинстве развитых стран мира.

Трудовой кодекс Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляет следующие принципы регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2):

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

- равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.


Международные прямые (материальные) нормы о правах трудящихся-мигрантах

Некоторые из международных актов, перечисленных в подразделе «Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере труда (минимальные трудовые стандарты)», содержат также специальные положения, касающиеся правового положения трудящихся-мигрантов.

Термин «трудящийся-мигрант» в данном материале означает лицо, совершающее пространственные перемещения, связанные с поиском работы и занятостью оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является (т.е. речь идет о внешней - межстрановой миграции).


Так, в Европейской социальной хартии 1961 г. (пересмотренной в 1996 г.) отмечается, что граждане любого государства-участника Хартии имеют право на любую приносящую доход работу на территории другого государства-участника Хартии на началах равенства с гражданами последнего, если только ограничения не вызваны существенными экономическими и социальными причинами; работники-мигранты - граждане государства-участника Хартии и члены его семьи имеют право на защиту и помощь на территории любого другого государства-участника Хартии. Статья 18 Хартии предусматривает право граждан заниматься приносящей доход деятельностью на территории других государств-участников Хартии (6), статья 19 - право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь (7).

Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. содержит положения, регулирующие такие вопросы, как продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю и сокращенная для некоторых категорий трудящихся), продолжительность еженедельного непрерывного отдыха во всех случаях (не менее 42 часов), предоставление и оплата отпусков, размер минимальной зарплаты и т.д.

Изложенные в ней положения признаются в качестве минимальных для всех государств-участников Хартии и применяются также в отношении граждан одного государства, находящихся на территории другого, во всех случаях, когда законодательство последнего не содержит норм, более выгодных для гражданина. Кроме того, Хартия содержит отдельный раздел, посвященный вопросам миграции, в котором, в частности, имеются положения о том, что государства обязуются соблюдать принцип свободы миграции трудящихся и разрабатывают международные документы, гарантирующие максимальное равноправие мигрантов в социально-трудовой области с гражданами государств, принимающих мигрантов.

Кроме того, существуют специальные международные акты, посвященные регулированию трудовых вопросов, связанных с миграцией. Среди них выделяются:

1. Акты ООН и МОТ:
*Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения, по окончании своего пребывания в государстве работы по найму трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, согласно применимому законодательству соответствующего государства, вывозить свое личное имущество);
*Конвенция МОТ о работниках-мигрантах № 97 пересмотренная в 1949 г. и Рекомендация № 86 о работниках-мигрантах пересмотренная в 1949 г.

Конвенция устанавливает обязанность государства предоставлять законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении таких вопросов, как заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы и др., социальное обеспечение, в т.ч. в случае безработицы, с оговоркой, что законодательство страны иммиграции может предписывать особые положения относительно пособий; обязанность предусмотреть медицинские службы, удостоверяющие в случае необходимости, что как в момент отъезда, так и по приезде работники-мигранты и члены их семей находятся в удовлетворительном состоянии здоровья и обеспечивающие им необходимое медицинское обслуживание и хорошие гигиенические условия во время отъезда, в пути и по приезде в страну назначения.

Конвенция включает в себя приложения: «Вербовка, трудоустройство и условия труда работников-мигрантов, набираемых иным путем, чем по соглашениям о групповых перемещениях, заключаемым под контролем правительства», «Вербовка, трудоустройство и условия труда работников-мигрантов, набираемых по соглашениям о групповых перемещениях, заключаемым под контролем правительства» и «Ввоз работниками-мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования» (под вербовкой подразумевается наем лица, находящегося на одной территории, от имени нанимателя, находящегося на другой территории, или обязательство, данное лицу на одной территории, обеспечить ему работу на другой территории). Данные приложения устанавливают условия для функционирования системы вербовки, субъекты, имеющие право заниматься вербовкой (приоритет в полномочиях и надзоре над вербовкой мигрантов должен быть у компетентных государственных органов власти), обязательства нанимающей стороны по предварительному информированию работника об условиях работы, ожидающих его на территории страны иммиграции, освобождение личного имущества и профессиональных инструментов завербованных работников-мигрантов от таможенных пошлин и т.д.

В Рекомендации к Конвенции предлагаются меры по облегчению миграции, которые могут включать: снабжение в случае необходимости работников-мигрантов по прибытии в страну назначения удовлетворительным жилищем, продовольствием и одеждой; профессиональное обучение; право работников-мигрантов пересылать любую долю своего заработка или сбережений, учитывая пределы, установленные законодательством страны в отношении ввоза и вывоза валюты; право работников-мигрантов в случае выезда на постоянное поселение перевести по желанию свои капиталы в страну иммиграции в пределах, определяемых законодательством страны в отношении ввоза или вывоза валюты; доступ в учебные заведения мигрантам и членам их семей; обеспечение мигрантам права на особые льготы в начальный период обоснования в стране иммиграции; обеспечение работникам-мигрантам медицинским обслуживанием.

Рекомендация содержит Приложение «Типовой договор о временной и постоянной миграции работников, включая миграцию беженцев и перемещенных лиц»

*Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения №143 1975 г. и Рекомендация МОТ о работниках-мигрантах № 151 1975 г.

Конвенция обязывает государства, для которых она находится в силе, принимать все необходимые меры для пресечения тайного передвижения ищущих работу мигрантов и незаконного найма мигрантов, против организаторов незаконной миграции, а также тех, кто нанимает работников, иммигрировавших в незаконных условиях.

При этом Конвенция устанавливает, что государство может:

- обусловить свободный выбор работы работникам-мигрантам, обеспечивая им право на географическую подвижность, тем, что работник-мигрант законно проживал на его территории с целью получения работы в течение предписанного периода, не превышающего двух лет, а если законодательство или правила предусматривают контракты на определенный период менее двух лет, что работник закончил работу по первому трудовому контракту;

- регламентировать условия признания профессиональной квалификации, приобретенной вне его территории, в том числе аттестаты и дипломы;

- ограничивать доступ к определенным видам работ или функций, когда это необходимо в интересах государства.

Рекомендация №151 устанавливает, что работники-мигранты и члены их семей, находящиеся на законных основаниях на территории страны, должны пользоваться равенством возможностей и обращения с гражданами данной страны в отношении:

- доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства;

- доступа к профессиональной подготовке и работе по их собственному выбору на основе их личного соответствия такой подготовке или работе, с учетом квалификации, приобретенной вне страны и в стране, предоставляющей работу;

- продвижения по работе в соответствии с их личными качествами, опытом, способностями и усердием;

- гарантии и предоставления другой работы, предоставления временной работы в случае безработицы и переподготовки;

- вознаграждения за труд равной ценности;

- условий труда, включая продолжительность рабочего времени, периоды отдыха, ежегодные оплачиваемые отпуска, меры по технике безопасности и гигиене труда, а также меры в области социального обеспечения и возможностей социально-бытового обслуживания и пособий, предусмотренных в связи с работой;

- членства в профсоюзах, осуществления профсоюзных прав и права занимать выборные должности в профсоюзах и органах, занимающихся вопросами взаимоотношений между работниками и администрацией, включая органы, представляющие работников на предприятиях;

Работник-мигрант, покидающий страну, предоставляющую работу, должен иметь право, независимо от законности его пребывания в этой стране, на:

- любое неполученное вознаграждение за выполненную работу, включая выходное пособие;

- пособие, на которое он может иметь право в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями;

- компенсацию за накопленный, но неиспользованный ежегодный отпуск.

Рекомендации №151 также освобождает мигрантов от расходов по осуществлению административных или юридических процедур по их выдворению из страны.

*Рекомендация МОТ о защите работников-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях № 100 1955 г. (предусматривает создание мер, направленных на защиту трудящихся-мигрантов и их семей во время переезда от места отправления до места работы, в период обустройства на новом месте)

Конвенция МОТ об основных целях и нормах социальной политики № 117 1962 г. (содержит специальный раздел, посвященный трудящимся-мигрантам, в котором в общем виде воспроизводятся изложенные в иных Конвенциях подходы государственной политики в отношении работников-мигрантов, а также содержит посыл к целесообразности заключения межгосударственных соглашений в области трудовой миграции)

*Конвенция МОТ о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения №118 1962 г.

Конвенция определяет, в частности, что право мигрантов на получение пособия по безработице может быть подчинено условию его проживания в стране, по крайней мере, в течение шести месяцев непосредственно перед подачей заявления о назначении пособия. Кроме того, Конвенция допускает применения принципа взаимозависимости равенства прав граждан государства и трудящихся-мигрантов на получение пособия от того применяется ли данный принцип в государстве, гражданами которого являются мигранты (то же касается и применения условия о проживании мигранта).


2. Акты СНГ:
*Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в него 2005 года (8) (регулирует основные направления сотрудничества государств СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного государства и осуществляют свою трудовую деятельность на территории другого государства).

Подавляющая часть данного Соглашения состоит из коллизионных норм, определяющих законодательство какого государства должно быть применено в тех или иных ситуациях, возникающих в процессе трудовых отношений с мигрантами (подробнее – см. подраздел «Международные коллизионные нормы»).

Из материальных норм (т.е. норм, которые прямо устанавливают права и обязанности трудящихся-мигрантов без отсылки к законодательству какой-либо страны) можно перечислить следующие.

Каждая из сторон Соглашения признает без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории страны выезда порядке их перевод на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства, договор (контракт) вручается работнику до его выезда на работу. В трудовом договоре должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов.

Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами Соглашения.

Не допускается двойное налогообложение заработанных работниками средств.

Государство может потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законов государства трудоустройства.

Если трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия, сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, согласно законодательству государства трудоустройства. В этом случае трудящийся - мигрант подлежит возвращению в государство выезда за счет средств работодателя (нанимателя).

*Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» 1995 г. (не имеет законодательной силы, служит некой моделью законодательного регулирования миграционных процессов в рамках СНГ с целью обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ).

В соответствии с ним трудовой миграцией признаются: выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору; въезд граждан других государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются; приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

В Рекомендательном законодательном акте закреплен принцип равенства. При заключении договоров (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-мигранты имеют равные права с гражданами государства при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, установлении условий оплаты труда, режима работы, охраны здоровья и гигиены труда, социальной защиты.

Трудящимся-мигрантам из стран СНГ гарантируется признание на всей территории дипломов, свидетельств об образовании, соответствующих документов о присвоении звания, разряда, квалификации и других необходимых для трудоустройства документов, полученных в государстве выезда, а также трудового стажа, включая стаж на льготных условиях и по специальности.

Трудящиеся-мигранты имеют право беспошлинного ввоза на территорию государства трудоустройства личного имущества, рабочих инструментов и оборудования, необходимых для выполнения функциональных обязанностей, и вывоза их по завершении работы в государство происхождения или постоянного местожительства в соответствии с таможенной декларацией.

Наниматели (работодатели) должны обеспечить уполномоченные органы и трудящихся-мигрантов объективной информацией о характере работы, об оплате труда и условиях проживания, социального обеспечения, медицинского обслуживания, проезда трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту трудовой деятельности и возвращения в государство выезда.

Соответствующие медицинские службы могут в случае необходимости удостоверить как в момент отъезда, так и по приезде состояние здоровья трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Въезд трудящихся-мигрантов может быть ограничен:

- с учетом ситуации на внутреннем рынке труда;

- по соображениям национальной безопасности;

- в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- для определенных категорий лиц, совершавших преступления против мира, человечества или иные тяжкие преступления, предусмотренные в законодательстве государства трудоустройства.

Государство трудоустройства может потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства государства трудоустройства. Работодатель также обязан расторгнуть трудовой договор по требованию соответствующего органа в случае нарушения трудящимся-мигрантом действующего законодательства.
*Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ 1997 г. (9) (в основном содержит заявления о намерениях государств-участников Соглашения взаимодействовать и сотрудничать по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства, защиты социально-экономических интересов представителей малого предпринимательства, сближения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность малого предпринимательства)

*Соглашение о сотрудничестве государств–участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией1998 года (10), Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства–участники СНГ закрыт в соответствии с их действующим законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции 2000 года и Концепция сотрудничества государств–участников СНГ в противодействии незаконной миграции, представляющая собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств–участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции 2004 года (этими документами заложена основа правовой базы по осуществлению взаимодействия стран СНГ в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции)

*Декларация о согласованной миграционной политике государств–участников СНГ 2007 г. (отражает стремление стран СНГ к сотрудничеству в целях преодоления стихийности в перемещении трудовой миграции, придания этому процессу устойчивого и понятного характера, отвечающего интересам социально-экономического развития стран СНГ и защите социально-экономических прав мигрантов)

*Конвенция о приграничном сотрудничестве государств–участников СНГ и Соглашение о Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств–участников СНГ 2008 г. (11) (эти документы выражают необходимость координации действий по укреплению и поощрению добрососедских отношений между приграничными территориями, упрощению процедур пограничного, таможенного, миграционного контроля)

*Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств–участников СНГ 2008 г. (12) Термин «трудящийся-мигрант» в данной Конвенции означает лицо, являющееся гражданином одной из Сторон, а также лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории одной Стороны, законно находящееся и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другой Стороны, гражданином которой оно не является и в которой постоянно не проживает.

Положения Конвенции распространяются на всех трудящихся-мигрантов, под которыми понимаются:

- трудящиеся по найму – трудящиеся-мигранты, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в принимающей Стороне на основе трудового договора, заключенного с работодателем (нанимателем) этой Стороны;

- трудящиеся не по найму – трудящиеся-мигранты, занимающиеся трудовой деятельностью, отличной от работы по найму, и обеспечивающие за счет такой деятельности средства для своего существования, а также иные трудящиеся-мигранты, признаваемые трудящимися, работающими не по найму, в соответствии с законодательством принимающей Стороны или международными договорами Сторон

- приграничные трудящиеся – трудящиеся-мигранты, работающие на приграничной территории одной Стороны и сохраняющие свое постоянное местожительство на приграничной территории другой Стороны, куда они возвращаются каждый день или, по крайней мере, не реже одного раза в неделю;

- сезонные трудящиеся – трудящиеся-мигранты, работа которых связана с сезонными условиями и выполняется в течение определенного периода года.

Действие Конвенции не распространяется на:

- лиц, направленных в международные организации или нанятых международными организациями, учреждениями или какой-либо из Сторон для выполнения вне ее территории официальных функций, статус которых регулируется нормами международного права или соответствующими международными договорами;

- лиц, направленных или нанятых одной из Сторон для участия вне ее территории в осуществлении программ развития либо сотрудничества, допуск и статус которых регулируется соответствующими международными договорами и которые в соответствии с этими договорами не считаются трудящимися-мигрантами;

- лиц, которые, будучи гражданами одной Стороны, выполняют работу на территории другой Стороны от имени и в интересах организации, имеющей филиалы (представительства) на территории этой другой Стороны;

- лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- лиц, ходатайствующих о предоставлении или получивших статус беженца или убежище;

- священнослужителей, занимающихся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных религиозных организациях принимающей Стороны;

- моряков;

- учащихся, стажеров и студентов;

- лиц, аккредитованных на территории принимающей Стороны в качестве сотрудников представительств иностранных фирм или средств массовой информации.



Конвенция закрепляет следующие права трудящихся-мигрантов в сфере труда:

- на безопасные условия труда;

- на равное вознаграждение за равнозначную работу;

- на создание профессиональных союзов и вступление в них;

- равенство прав с гражданами страны трудоустройства в вопросах условий оплаты и охраны труда; доступа к другой оплачиваемой трудовой деятельности в случае ее потери по не зависящим от трудящегося-мигранта обстоятельствам.

К осуществлению трудовой деятельности приграничными и сезонными трудящимися может применяться упрощенный порядок на основе двусторонних и многосторонних соглашений.



Конвенция вменяет в обязанность трудящимся-мигрантам соблюдать законодательство страны трудоустройства, транзита и уважать культуру и традиции населения этих стран.



Государство может устанавливать для трудящихся-мигрантов ограничения:

- категорий работ по найму, рода занятий или деятельности;

- свободы выбора оплачиваемой трудовой деятельности в связи с профессиональной квалификацией и требованиями к профессиональной пригодности;

- доступа к оплачиваемой трудовой деятельности в целях осуществления защиты национального рынка труда и обеспечения приоритетного права своих граждан на занятие вакантных мест.


3. Двусторонние договоры, отражающие вопросы регулирования труда иностранцев.

Россия участвует в следующих соглашениях:
*Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о занятости работников российских предприятий в рамках выполнения договоров подряда и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о занятости лиц, работающих по найму, с целью повышения их профессиональных и языковых знаний (Соглашение о занятости гостевых работников) 1992 г., Соглашение между Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ и Центральным учреждением по трудоустройству (Бонн) Федерального ведомства по труду ФРГ о сотрудничестве в трудоустройстве студентов в период каникул 2001 г. (временное)
*Соглашение между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации и граждан Чешской Республики 1998 г.
* Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области политики труда и Протокол между Министерством труда и занятости населения РФ Министерством труда Финляндской Республики о сотрудничестве в области обмена стажерами 1992 г.
*
Российско-китайское соглашение о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России 1992 г., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации 2000 г.;
*
Российско-вьетнамское соглашение о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации 1992 г.
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, 1993 г., Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий 1996 г. и Договор между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о равных правах граждан 1998 г.
*
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан 1999 г.
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г.
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г.
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации, 1994 г.
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов 1996 г. (с изменениями – Протокол от 22 сентября 2003 г.)
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан в Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации 2004 г.
*
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации 2007 г.



Со многими странами Россией заключены двухсторонние договоры об избежании двойного налогообложения доходов физических лиц. (13)



Соотношение российского законодательства и международных прямых (материальных) норм о правах трудящихся-мигрантах

Конституция России (ст. 15) устанавливает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.



В соответствии с Трудовым кодексом РФ, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Отсылочные (коллизионные) нормы


Коллизионная норма не определяет прав и обязанностей лиц, а лишь указывает (отсылают), право какого государства должно быть применено к конкретным трудовым отношениям.

В основе коллизионной нормы лежит формула прикрепления. Применение формулы к фактическим обстоятельствам ведет к выбору права того государства, которое компетентно регулировать данное трудовое правоотношение.

Международные отсылочные (коллизионные) нормы


Международные коллизионные нормы - нормы, созданные на основе межгосударственных соглашений.

Многие из международных актов, перечисленных в подразделе «Международные прямые (материальные) нормы о правах трудящихся-мигрантах», помимо прямых (материальных) норм, устанавливающих конкретные права мигрантов, обязательные для соблюдения ратифицировавшими их странами, содержат также отсылочные (коллизионные) нормы, т.е. нормы, определяющие, законодательство какого государства должно применяться к тем или иным отношениям с участием трудовых мигрантов.

Отсылочные (коллизионные) нормы соглашений, в которых участвует Россия

*
Так, в Соглашении СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г., Рекомендательном законодательном акте «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» 1995 г., Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств–участников СНГ 2008 г. (14) закреплен коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris). В соответствии с ним правовое положение трудящихся-мигрантов, порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования, налогообложение трудовых доходов, правила въезда, пребывания, перемещения и выезда, оформления трудового договора, права и обязанности работника-мигранта, порядок перевода заработанных средств, ввоза и вывоза личного имущества, присвоения статуса безработного устанавливается законодательством страной трудоустройства.
*
Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ 1997 г. (15) устанавливает, юридические и физические лица признаются субъектами малого предпринимательства в соответствии с законодательством государства, осуществляющего их регистрацию. При этом каждое государство обладает полной самостоятельностью в вопросах реализации государственной политики в развитии и поддержке малого предпринимательства.
*
Согласно Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ 2008 г. меры, направленные на упрощение процедур пограничного, таможенного, миграционного и иных видов контроля принимаются каждым государством в соответствии с его национальным законодательством.

В двухсторонних международных договорах с участием России можно выделить следующие коллизионные нормы, касающиеся трудовой деятельности мигрантов-иностранцев:

*
Соглашения России и Германии о занятости работников российских предприятий в рамках выполнения договоров подряда и о занятости гостевых работников.

Первое Соглашение относится к работникам российских предприятий, являющимся гражданами Российской Федерации и направляемым на определенный срок работы в Германию на основании договора подряда на выполнение работ между российским работодателем и расположенным в Германии предприятием.

Выдача, отказ и прекращение действия разрешения на работу таким работникам осуществляются согласно законодательству Германии. Разрешение на работу выдается только в случае, если оплата труда работника соответствует заработной плате, которую предусматривают соответствующие германские тарифные соглашения за сопоставимую деятельность.

Соглашение о занятости гостевых работников распространяется на граждан России, проживающих в Российской Федерации, и граждан Германии, имеющих место жительства в ФРГ, работающие по найму лица, имеющие законченную профессиональную подготовку или сопоставимые профессиональные навыки, временно осуществляющие профессиональную деятельность с целью усовершенствования своих профессиональных и языковых знаний, находящиеся в момент поступления на работу в возрасте не моложе 18 лет и не старше 40 лет, отвечающие необходимым медицинским требованиям. Срок профессиональной деятельности в качестве гостевого работника составляет, как правило, 12 месяцев и может быть продлен до 18 месяцев.

Оплата и прочие условия труда, а также медицинское обслуживание гостевых работников определяются тарифными соглашениями и правовыми положениями принимающей страны.

*
Соглашение Россия - Чехия

Действие Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и на граждан Чешской Республики, постоянно проживающих на территории Чешской Республики, которые временно осуществляют трудовую деятельность на территории государства другой стороны:

- на основании трудового договора с работодателем этого государства (на срок до 1 года с возможностью его продления до 6 месяцев; на срок до 6 месяцев в течение календарного года для выполнения сезонных работ; на срок каникул для работы учащейся молодежи);

- в рамках трудовых отношений с работодателем государства своего постоянного проживания, которое направляет их с целью выполнения работ на территории принимающего государства в соответствии с заключенным договором с юридическим или физическим лицом принимающего государства (на срок до 1 года с возможностью его продления на период, необходимый для завершения работ по договору).

Въезд граждан на территорию принимающего государства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с законодательством этого государства.

Ввоз гражданами личного имущества и других предметов на территорию принимающего государства и их вывоз осуществляется в соответствии с законодательством этого государства.

Выдача разрешений на трудовую деятельность и их продление осуществляются в соответствии с законодательством принимающего государства.

Трудовой договор должен быть получен работником до его выезда с территории государства постоянного проживания или, если на то последует согласие обеих сторон трудового договора, по прибытии в принимающее государство. В последнем случае работник должен быть заранее извещен относительно общих условий труда и проживания.

Работники пользуются правами и несут обязанности, установленные законодательством принимающего государства. Оплата труда работника не может быть ниже, чем у гражданина принимающего государства, выполняющего равноценную работу у того же работодателя. А для работников, который направляется работодателем своей страны, условия труда определяются трудовым договором между работником и работодателем государства его постоянного проживания и соответствующими положениями договора.

*
Соглашение и Протокол об обмене стажерами между Россией и Финляндией.

Под стажерами подразумеваются граждане, имеющие постоянное место жительства на территории одной страны - России или Финляндии, которые временно осуществляют профессиональную деятельность на территории другой страны - Финляндии или России с целью приобретения и повышения профессиональных и языковых знаний. Стажерами могут быть выпускники средних, средних специальных и высших учебных заведений, окончившие указанные учреждения и имеющие соответствующие свидетельства и дипломы о полученной профессии (специальности).

Разрешение им на работу выдается в установленном порядке принимающей Стороной. Профессиональная деятельность стажера оформляется трудовым договором, заключаемым с работодателем в соответствии с трудовым законодательством страны, на территории которой проходит стажировка. Прием на работу, режим работы (рабочее время и время отдыха) и охрана труда стажеров регулируются законодательством принимающей страны.

*
Соглашение России и Китая распространяется на занятых в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях (работники по договору на выполнение работ или оказание услуг); а также на работников, занятых в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с работодателями - юридическими лицами принимающего государства (работники по трудовому договору).

Разрешения работникам на осуществление трудовой деятельности в принимающем государстве выдается в соответствии с нормативными правовыми актами принимающего государства.

Порядок въезда работников в принимающее государство и выезда из него регулируется законодательством этого государства.

Оплата и другие условия труда работников по договорам на выполнение работ или оказание услуг, регулируются трудовым договором с юридическим лицом государства постоянного проживания. Такие работники имеют право на отдых и отпуск в соответствии с законодательством государства постоянного проживания.

Оплата и другие условия труда работников по трудовому договору регулируются трудовым договором с работодателем принимающего государства. Положения этого трудового договора должны соответствовать трудовому законодательству принимающего государства. Оплата и условия труда таких работников не могут быть менее благоприятными, чем те, которые предусмотрены для граждан принимающего государства такой же квалификации, выполняющих аналогичную работу у того же работодателя. Эти работники имеют право на отдых и отпуск в соответствии с законодательством принимающего государства, условия трудового договора могут предусматривать освобождения работников от работы в дни официальных праздников государства их постоянного проживания.

*
Соглашение России и Вьетнама.

Регулирует занятость вьетнамских граждан в российских организациях.

Условия труда и быта, режим работы (рабочее время и время отдыха), вопросы оплаты и охраны труда, социального страхования, порядок разрешения трудовых споров и другие вопросы, связанные с работой вьетнамских граждан на предприятиях России, определяются в контрактах (хозяйственных договорах) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вьетнамским гражданам предоставляются во время работы на предприятиях России оплачиваемые ежегодные отпуска в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Возможность проведения вьетнамскими гражданами отпуска во Вьетнаме специально оговаривается в контрактах.

Вьетнамские граждане, работающие в Российской Федерации, пользуются правом на отдых на общих основаниях с гражданами России. Кроме того, они освобождаются от работы в день национального праздника – 2 сентября и на 2 дня Нового года по лунному календарю. В случае, если вьетнамские граждане по согласованию с их руководителем привлекаются в эти праздничные дни к работе, компенсация осуществляется в установленном российским законодательством порядке.

*
Соглашения России и Белоруссии.

Действие соглашений распространяется на лиц, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одного из государств и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях трудового договора на территории другого государства.

Устанавливает, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

При высвобождении работника, являющегося гражданином государства выезда, в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.

Статус безработного присваивается гражданину государством выезда в соответствии с его законодательством.

*
Соглашение Россия – Литва.

Распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Литовской Республики, постоянно проживающих соответственно на территории Российской Федерации и Литовской Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории государства другой стороны.

- в рамках выполнения договоров подряда, заключенных между юридическими лицами государства постоянного проживания (работодателями) и юридическими или физическими лицами государства временной трудовой деятельности;

- на основе трудовых договоров, заключенных с работодателями государства временной трудовой деятельности.

Въезд трудящихся - мигрантов на территорию государства временной трудовой деятельности, их пребывание и выезд из него осуществляются в соответствии с законодательством этого государства.

Порядок привлечения трудящихся - мигрантов к трудовой деятельности на территории государства временной трудовой деятельности определяется законодательством этого государства.

Работник до выезда к месту работы в государстве временной трудовой деятельности должен получить текст трудового договора на государственном языке государства постоянного проживания или другом понятном ему языке.

Ввоз на территорию государства временной трудовой деятельности и вывоз с указанной территории личного имущества и рабочих инструментов, необходимых для трудовой деятельности трудящихся - мигрантов, осуществляется в соответствии с законодательством этого государства.

Условия труда работника регулируются законодательством государства временной трудовой деятельности и не могут быть менее благоприятными, чем условия, предусмотренные для граждан этого государства. А условия труда работников по договору подряда регулируются трудовым договором с работодателем государства постоянного проживания и соответствующими положениями договора подряда.

*
Соглашение России и Молдавии.

Действие соглашения распространяется на лиц, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одного государства и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях трудового договора с работодателями на территории другого государства.

Возрастные ограничения, установленные для приема на работу граждан, въезд, пребывание и трудовая деятельность работника и прекращение трудовых отношений с ним, оформление трудового договора регулируется законодательством страны трудоустройства.

Признание гражданина безработным производится по месту постоянного жительства страной выезда в соответствии с ее законодательством.

Работники страны выезда, работающие на территории страны трудоустройства, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные законодательством о труде страны трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда).

Социальная защита (в том числе в случае безработицы) работников осуществляется на основании законодательства страны трудоустройства.

*
Соглашение России и Украины.

Распространяется на граждан или постоянно проживающих на территории одной из стран и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой страны.

Возраст, с которого допускается прием на работу, правила въезда и пребывания работника, оформление с ним трудового договора определяется законодательством страны трудоустройства.

При досрочном расторжении с работником договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, и невозможности его трудоустройства на работника распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства для высвобождаемых работников.

Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и др.).

Социальное обеспечение осуществляется на основании законодательства страны.

*
Соглашение России с Арменией.

Распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации или Республики Армения либо имеющих постоянное место жительства на территории одного из этих государств и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях трудового договора на территории соответственно Республики Армения или Российской Федерации.

Возраст, с которого допускается прием на работу, въезд, пребывание и трудовая деятельность работника, оформление трудовой деятельности работника трудовым договором регулируются законодательством государства трудоустройства.

При досрочном расторжении с работником договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, и невозможности его трудоустройства на работника распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства для высвобождаемых работников.

Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные законодательством о труде государства трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие).

Статус безработного присваивается работнику государством выезда в соответствии со своим законодательством.

*
Соглашение России и Киргизии.

Распространяется на работников, занятых:

- в рамках выполнения гражданско-правовых договоров, заключенных между юридическим лицом государства выезда и юридическим (физическим) лицом принимающего государства, - на срок действия гражданско-правового договора. В случае, если это необходимо для выполнения работ в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором, указанный срок может быть продлен до 1 года;

- на основе трудового договора, заключенного с работодателем принимающего государства, - на срок до 2 лет с возможностью продления данного срока до 1 года, либо на срок до 6 месяцев один раз в течение календарного года, на сезонных работах. Условия труда таких работников регулируются законодательством принимающего государства;

- на основе гражданско-правовых договоров о выполнении работ (услуг), заключенных трудящимися-мигрантами с заказчиком работ (услуг) принимающего государства, - на срок до 1 года с возможностью его продления на срок до 1 года.

Порядок привлечения трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности, въезд трудящегося-мигранта, пребывание и выезд с территории принимающего государства определяется его законодательством (порядок привлечения и использования на территории стран иностранных работников не распространяется на граждан государств этих стран, являющихся аккредитованными сотрудниками представительств юридических лиц этих государств).

Соглашение также содержит положение, касающееся предпринимательской деятельности мигрантов. Так, государственная регистрация на территории принимающего государства в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, намеренных осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с установленным в принимающем государстве порядком привлечения и использования иностранных работников, производится независимо от срока их пребывания на его территории.

*
Соглашение между Россией и Таджикистаном.

Данное соглашение распространяется на граждан России и граждан Таджикистана, постоянно проживающих соответственно на территории Российской Федерации или Республики Таджикистан, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории государства другой стороны Соглашения в соответствии:

- с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическими или физическими лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работник находится в трудовых отношениях (эти работники имеют право на время отдыха в соответствии с законодательством государства постоянного проживания, оплата и другие условия их труда регулируются трудовым договором работника с юридическим лицом государства постоянного проживания и договором на выполнение работ);

- с гражданско-правовыми договорами на выполнение работ или оказание услуг), заключенными ими с заказчиками работ или услуг принимающего государства (время отдыха, оплата и другие условия труда таких работников гражданско-правовым договором на выполнение работ или услуг, условия которого должны соответствовать гражданскому законодательству принимающего государства);

- с трудовыми договорами, заключенными ими с работодателями принимающего государства (условия трудового договора должны соответствовать трудовому законодательству принимающего государства, работники имеют право на время отдыха в соответствии с законодательством принимающего государства, по договоренности с работодателем они могут освобождаться от трудовой деятельности в дни официальных праздников государства их постоянного проживания, что отдельно указывается в трудовом договоре. Оплата труда таких работников не должна быть ниже, а условия труда менее благоприятными, чем для граждан принимающего государства, имеющих такую же должность, специальность и квалификацию и выполняющих аналогичную работу).

Работники должны быть не моложе 18 лет, быть пригодными по состоянию здоровья к выполнению поручаемой работы и иметь по прибытии на территорию принимающего государства выписку из амбулаторной карты (соответствующий медицинский сертификат), заверенную клинико-экспертной комиссией по месту жительства с указанием проведенных прививок, и медицинское заключение о профессиональной пригодности для выполнения поручаемой работы.

Привлечение работников к временной трудовой деятельности и использование их труда, въезд, выезд и пребывание осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства. Разрешение на работу выдается не более чем на 1 год и может быть продлено еще на год по просьбе работодателя (заказчика работ).

Ввоз и вывоз с территории принимающего государства ручных инструментов и переносного оборудования, необходимых для работы, осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства.

Работникам гарантируются права и свободы, установленные законодательством принимающего государства для иностранных граждан.

*
Соглашение России и Узбекистана о трудящихся-мигрантах.

В Соглашении отмечается, что трудящимся-мигрантом может быть лицо, достигшее 18 лет, осуществляющие трудовую деятельность на территории принимающего государства на основании:

- трудовых договоров, заключенных с работодателями принимающего государства (эти работники имеют право на время отдыха в соответствии с законодательством принимающего государства, по договоренности с работодателем они могут освобождаться от трудовой деятельности в дни официальных праздников государства их постоянного проживания, что оговаривается в их трудовом договоре. Оплата и другие условия труда регулируются трудовым договором трудящегося-мигранта с работодателем принимающего государства);

- гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), заключенных с заказчиками работ (услуг) принимающего государства (такой договор допускает условие об освобождения работника от работы в дни официальных праздников государства его постоянного проживания, договором регулируются оплата и другие условия труда работника).

В Соглашении специально оговаривается, что на мигрантов-предпринимателей оно не распространяется.

Въезд, выезд и пребывание на территории принимающего государства осуществляются в соответствии с законодательством принимающего государства.

Трудовая деятельность работников осуществляется в порядке и условиях, определяемых законодательством принимающего государства.

Оплата труда работников не должна быть ниже, а условия - менее благоприятными, чем для граждан принимающего государства, имеющих такую же должность, специальность, квалификацию и выполняющих аналогичную работу.

Трудящиеся-мигранты имеют право на ввоз и вывоз личного имущества, переносных инструментов и оборудования, необходимых для работы, могут осуществлять перевод заработанных средств на территорию государства постоянного проживания в соответствии с законодательством принимающего государства.

Национальные (внутригосударственные) отсылочные (коллизионные) нормы

Внутренние отсылочные (коллизионные) нормы - это нормы, которые государство разрабатывает и принимает самостоятельно в пределах своей юрисдикции, исходя из собственных интересов, своего исторического, национального и культурного развития. Эти нормы содержатся во внутренних законодательных актах соответствующего государства.

В области трудовых отношений сложились следующие коллизионные принципы (формулы прикрепления):

*
Свобода выбора права (lex voluntatis) - стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями. Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше.
*
Закон места работы (lex loci laboris) - к иностранцам применяется закон страны места работы. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Словакии, России, Швеции, ФРГ, Чехии, Швейцарии и др. стран. Под местом работы чаще всего понимается «обычное место работы».
*
Закон места нахождения работодателя - если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.
*
Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.
*
Лич

У нас находят:
  • что является общим основанием участия иностранного гражданина в трудовых отношениях на территории рф
  • участие россии в международных договорах касающихся трудовой миграции
  • договор между рф и германией о трудовых правоотношениях
  • как регулируеются трудовон отношения с иностранными гражданами
  • какой порядок оформления работников по договору подряда с китаем на 2015 год
имя


Популярые сообщения
У нас находят: